Страница контакты

РК, Алматы, пр. Абылай хана, 79, офис 306
+7 727 2793305
+7 727 2668693
РК, Астана, ул. Алматы, 1, БЦ "Асыл тау", 3 этаж, офис 304
+7 707 483 7268

Материалы

ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД, КАК РЕАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИМИ И СОЦИАЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ

23.09.2008

А. Цеховой  - президент  Союза проектных менеджеров  Республики Казахстан, генеральный директор Международной академии информатизации, заведующий кафедрой  «Компьютеризация технических процессов и производств» КазНТУ

им. К.И. Сатпаева, доктор технических наук, профессор, член Project Management Institute

 

Идея освоения проектного менеджмента казахстанскими специалистами была высказана Президентом Н. А. Назарбаевым еще в мае 1993 г. на Первом съезде инженеров Казахстана. Обращаясь к видным представителям инженерного корпуса страны, он отметил: «Хотелось бы обратить ваше внимание на одну важную сторону современного инженерного образования и деятельности. Я имею в виду тот аспект организации инженерного труда, который получил название «управление проектами», или «проектный менеджмент».

Интенсивное  развитие проектного управления в Казахстане напрямую связано с наличием предпосылок, близких к тем, которые необходимы для создания национальной инновационной системы, трансформирующей накопленные знания в устойчивый экономический рост. Если эти предпосылки отсутствуют, то нет оснований говорить о возможности массового распространения проектного менеджмента на практике. Рассмотрим более подробно ситуацию, складывающуюся в этом контексте в современном Казахстане.

Главным базисом для развития проектного управления, безусловно, являются макроэкономические предпосылки, включающие трансформацию структуры собственности и отраслевой структуры производства, а также изменения геополитической ситуации, вовлекающий экономику Казахстана в новые мирохозяйственные связи.

В качестве второй группы предпосылок выступает наличие социальной среды, потенциально способной воспринимать управление проектами как ключевой инструмент развития экономики страны. Сегодня она представлена профессорско-преподавательским составом вузов, учеными 16 общественных академий и около ста научно-исследовательских институтов, а также руководителями и сотрудниками более  6 тысяч неправительственных объединений. Именно эта среда является основой для формирования корпуса волонтеров, активистов, преподавателей, тренеров и консультантов, участвующих в  продвижении проектного управления во все сферы экономики.

Анализ опыта внедрения проектного менеджмента, накопленного в США, Западной Европе и Азиатских странах показывает, что этот процесс происходил на основе развитых информационно-коммуникационных технологий. Это дает основание утверждать, что третьей группой предпосылок для успешного продвижения в Казахстане проектного менеджмента является наличие развитых информационно-коммуникационных технологий. В последние годы в Казахстане достаточно динамично идут процессы информатизации различных сфер жизнедеятельности общества.

В настоящее время Союз проектных менеджеров Республики Казахстан – Regional Education provider PMI  завершает разработку интернет-ресурса (www.pmi.kz), который консолидирует деятельность участников процесса продвижения проектного менеджмента в Казахстане. На  нем  будут представлены альтернативные стандарты, инструменты и  методы  мировых  центров  компетенции,  опыт казахстанских и зарубежных топ-менеджеров, реализующих  проекты и программы  в различных отраслях.

Опыт многих стран, и в первую очередь Китайской Народной Республики  показывает, что широкомасштабное продвижение проектного управления в стране не может быть успешным, если этот процесс не находит понимания и поддержки в высших эшелонах государственной  власти. Иными словами, в качестве четвертой группы предпосылок выступает уровень компетенции государственных служащих высшего уровня управления (руководителей и ключевых менеджеров исполнительных органов  власти).

Таким образом, подводя итоги проведенного анализа наличия исходных предпосылок для интенсивного продвижения проектного менеджмента в Казахстане в целом, можно утверждать, что такие предпосылки в стране сформировались.

В целом можно констатировать, что в Казахстане в последние 3–5 лет продвижение проектного менеджмента заметно активизировалось. Причем происходило это в основном за счет деятельности тренинговых компаний, проводящих краткосрочные курсы.

Так, активное обучение и внедрение проектного управления сегодня идет в таких крупных бизнес-структурах, как Казхстан Гарыш Сапары, АО «БТА-банк», ТОО «Алкатель», АО «КазМунайГаз», АО «КазМунайТениз», ТОО «Транс Азия Констракшн»,  Корпорация «Казахмыс»,  СПК «НК «Сарыарка», АО «Инвестиционный Фонд Казахстана», АО «ПетроКазахстан», ОАО «АК «Алтыналмас», ТОО «Корпорация «ВЕК», АО «Казахтелеком», Компании «GSM Kazakhstan», ТОО «КаР-Тел», Центра инжиниринга и трансферта технологий, АО «New Age Technologies», Национального центра по  комплексной  переработке  сырья РК и др.

Как видим, широкое распространение проектного управления в бизнес-среду сегодня происходит по всем направлениям достаточно быстрыми темпами.

К сожалению, нужно отметить, что внедрение современных технологий управления в общественно-политической сфере идет не столь быстро, как в бизнесе.

Примером успешного использования проектного подхода при реализации социальных проектов могут служить проекты «Интернет-мониторинг реализации государственного социального заказа» и проект «СИН- снижение информационного неравенства».

Особенность  проекта «Интернет-мониторинг реализации государственного социального заказа в Казахстане» заключается  в том, что его стейкхолдерами  являются - с одной  стороны  органы  государственного управления, с другой  - неправительственные  организации и с третьей – представители различных социальных  групп  населения страны. Большое  количество  и территориальная  удаленность исполнителей  госсоцзаказа  от  центра распределения ресурсов создают серьезную  проблему  адекватной  оценки  эффективности  использования бюджетных  средств.

Данный  проект  был инициирован  «под  сформированную команду», т.е. и руководитель и члены  команды достаточно известны, как   в среде  НПО, так и в профессиональной  среде  проектных менеджеров. Основной  заказчик  проекта – Министерство  культуры и информации  РК в  связи  с  новизной  темы  и  загруженностью  его специалистов оперативной работой,  не вторгалось  в  процесс  реализации  проекта. Это  обеспечило  высокую  степень  самостоятельности  в  принятии решений руководителем проекта. Управление  проектом  осуществлялось  с  использованием основных  положений  Свода  знаний  ANSI PMI PMBOK Guide 3rd Edition.

         Интернет-мониторинг в разработанной системе осуществляется  на  базе  веб-ресурса  с сетевым  доступом. Система обеспечивает открытость и прозрачность использования  средств  государственного бюджета, направляемых  на  реализацию  социально-значимых  проектов. При этом  автоматически определяется рейтинговая  оценка деятельности НПО по реализации  проектов. Одновременно формируется  база  данных и грантовая  история НПО, участвующих в реализации  государственного заказа. 

Проект «Снижения информационного неравенства в Республике Казахстан на 2007-2009» также был выполнен с использованием мировых методик. Цель данного проекта  – проведение широкомасштабного обучения населения современным компьютерным технологиям.

Благодаря эффективному управлению данным проектом с применением  современных знаний, реализация проекта проходит с соблюдением основных запланированных параметров, а население имеет возможность получить доступ к обучению.

Подготовка вышеприведенных социальных проектов как уже отмечалось, была проведена с применением наиболее передовых технологий управления, что существенно повысило их эффективность. 

Поэтому можно с уверенностью говорить о том, что для повышения эффективности выполнения социальных и общественно-политических проектов необходимо особое внимание следует уделить повышению квалификации и переподготовке руководящих кадров и специалистов во всех ветвях государственной власти и прежде всего в ее исполнительных органах. Это позволит уже в ближайшее время обеспечить внедрение современных управленческих технологий в осуществление государственных и региональных проектов и программ, что послужит реальной базой для успешной работы "электронного правительства".

На сегодняшний день уже есть положительный опыт такого обучения. Это программа повышения квалификации партийного актива НДП «Нур Отан», в которую включены блоки по изучению общественно-политических вопросов, истории партии, основных принципов ее работы, и, наиболее крупный блок посвящен изучению современных технологий управления. Данная программа позволяет повысить эффективность работы партийных организаций на местах и, тем самым, повысить имидж партии в глазах населения.

Я убежден, что методология  управления  проектами, со временем, найдет  поддержку и понимание во всех министерствах и ведомствах, от которых зависит  ее  внедрение  в масштабах  страны.

Просмотров: 5827 Автор: А.Ф Цеховой

РК, г. Алматы, пр. Абылай хана, 79, офис 306

РК,г.Астана, ул.Пушкина,11, офис 113

© 2014 Союз проектных менеджеров Республики Казахстан

The Registered Education Provider logo, the Registered Consultant Program logo, PMBOK, PMP, CAPM, PgMP, PMI-RMP, PMI-ACP, PfMP, PMI-SP, стандарты PMI являются зарегистрированными марками Института Управления Проектами