Страница контакты

РК, Алматы, пр. Абылай хана, 79, офис 306
+7 727 2793305
+7 727 2668693
РК, Астана, ул. Алматы, 1, БЦ "Асыл тау", 3 этаж, офис 304
+7 707 483 7268

Материалы

ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОДВИЖЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ В ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ КАЗАХСТАНА

21.01.2008

Союз проектных менеджеров  Республики Казахстана

Санкт-Петербургское отделение Института Проектного Менеджмента PMI (США), г. Санкт-Петербург

 

Обсуждаются предпосылки  продвижения проектного менеджмента горно-металлургического комплекса в Казахстане. Выявлены недостатки, препятствующие успешному решению данной проблемы. Сформулированы предложения, направленные на устранение этих недостатков.

 

The modern condition of a problem of design management promotion in Kazakhstan is discussed. The lacks interfering the successful decision of the given problem are revealed. The offers directed on elimination of these lacks are formulated.

 

 

Управление проектами (Проектный менеджмент, Project Management)  как современная управленческая методология, зародилась в аэрокосмической отрасли США в 60-х годах прошлого века и использовалась при   реализации военных мегапроектов. Благодаря своим неоспоримым преимуществам эта методология быстро распространилась во всех отраслях экономики и сегодня успешно применяется во многих   странах мира.

Горно-металлургические комплексы развитых стран  дальнего зарубежья и некоторых стран СНГ, в частности, России и Украины достаточно успешно используют методологию управления проектами в своей деятельности. К сожалению, приходиться констатировать, что в  горно-металлургическом комплексе Казахстана активность продвижения проектного менеджмента низкая. Реальных примеров широкого  использования методологии управления проектами в недропользованиинам не удалось установить. Вместе с тем, совершенно очевидно, что продвижение этой методологии в горно-металлургическом комплексе, определяющем уровень конкурентоспособности Казахстана в целом, имеет очень  важное  значение. 

Идея  освоения проектного менеджмента казахстанскими специалистами   была высказана Президентом Н.А. Назарбаевым  еще в  мае  1993  года на  Первом  съезде  инженеров  Казахстана. Обращаясь  к  видным  представителям  инженерного корпуса  страны,  он   отметил: «Хотелось  бы  обратить ваше  внимание  на  одну  важную  сторону современного  инженерного образования и деятельности. Я имею в виду тот  аспект  организации  инженерного труда, который  получил название «управление проектами» или «проектный  менеджмент». Его  особенность и преимущество  в том, что он  ориентирует  на непрерывное  отслеживание и инженерное  сопровождение  всего инвестиционного цикла  от поиска идеи до  получения  прибыли»[1]

  В последние годы на  фоне опережающего  развития  сырьевых  отраслей в Казахстане существенно обострилась потребность предприятий и объектов коммунальной сферы в обновлении основных средств,  наращивании объемов капитального строительства. Решение этих задач требует значительных инвестиций, существенного увеличения  масштабов проектных работ и программ, в организации и выполнении которых должны участвовать высококвалифицированные руководители и специалисты, владеющие методологией и инструментарием проектного менеджмента.  

Успех развития данного направления в  Казахстане напрямую связан с наличием предпосылок, близких к тем, которые необходимы для создания национальной инновационной системы, трансформирующей накопленные знания в устойчивый экономический рост. Если эти предпосылки отсутствуют, то нет оснований говорить о возможности массового  распространения  проектного менеджмента на практике. Рассмотрим более подробно ситуацию, складывающуюся в этом контексте в современном Казахстане.

Главным базисом для развития проектного управления, безусловно, являются макроэкономические предпосылки, включающие трансформацию структуры собственности и отраслевой структуры производства, а  также   изменения геополитической ситуации, вовлекающие экономику Казахстана  в  новые  мирохозяйственные  связи. 

Казахстан принят и функционирует в мировом сообществе как суверенное государство с рыночной экономикой. Республика первой из стран СНГ приобрела инвестиционный страновой рейтинг. Всемирный банк включил Казахстан в число 20 стран мира, наиболее привлекательных для инвестиций. За годы независимости в экономику страны привлечено свыше 30  млрд. долларов США. Темпы ежегодного роста ВВП за последние пять лет близки к 10%. К 2015 году предполагается утроить показатель ВВП по сравнению с 2000 годом. По итогам 2005 года объем ВВП достиг 7,4 триллиона тенге. По предварительным оценкам, экономический рост в 2007 году составил 8,7 процента. Более жесткие условия фондирования на международных рынках усложнили возможность привлекать внешнее финансирование для казахстанских банков. Как следствие этого ожидается, что в 2008 году реальный прирост ВВП составит 5-7 процентов.  Следует отметить, что объем  экспорта несырьевой продукции, достигший 2 млрд. долларов США в год, остается на этом уровне уже почти 10 лет. Продолжает доминировать сырьевая направленность экономики.

В ближайшие годы Казахстану предстоит  активно развивать производства, ориентированные на экспорт конечных продуктов, создавать совместные предприятия в области машиностроения, металлургии, нефтехимии, агропромышленной сферы. Предстоит развивать при международном участии биотехнологические центры и Парк информационных технологий как региональный IT-центр. В этих  целях в Казахстане  созданы  институты  развития «Казына», «Самрук», «Самгау», региональные  социально-предпринимательские  корпорации, объединяющие природные, сельскохозяйственные, технические, интеллектуальные  ресурсы, и направляющие  свою  деятельность  на социально-экономическое  развитие этих регионов.   Данные структуры способствуют поддержке частного бизнеса и продвижению его товаров и услуг на мировые рынки. Решение этих стратегически важных для Казахстана задач без применения современных  технологий  проектного менеджмента  невозможно.

 В качестве второй группы предпосылок  выступает наличие социальной среды, потенциально способной воспринимать управление проектами как ключевой инструмент развития экономики страны. Сегодня она представлена  профессорско-преподавательским составом 142 вузов, учеными 16 общественных академий и 104 научно-исследовательских институтов, а также руководителями и сотрудниками неправительственных объединений (НПО), общее количество которых  уже превышает 5000. Именно  эта  среда является основой для формирования корпуса преподавателей - инициаторов и участников продвижения проектного управления во  все  сферы  жизнедеятельности общества.  

Указом Президента страны от 25 июля 2006 года № 154 принята «Концепция развития гражданского общества в Республике Казахстан на период с 2006 по 2011 год», которая является  мощным импульсом повышения гражданской активности, в том числе и в сфере  продвижения современных технологий управления проектами и программами. В рамках этого процесса происходит  консолидация  научных  учреждений  в Национальную Ассоциацию научных организаций Республики Казахстан, призванную объединить интеллектуальный  потенциал для решения новых масштабных задач, стоящих перед казахстанской наукой. Во-первых, вывести Казахстан из экономической зависимости от энергоресурсов в разряд передовых стран по наукоемкой промышленности. Во-вторых, способствовать созданию мощного интеллектуального потенциала из числа молодого поколения научной элиты, который подобно золотовалютному резерву будет выступать гарантом стабильности в условиях возникновения различных экономических кризисов.

 Анализ  опыта внедрения проектного менеджмента, накопленного в США, Западной Европе и  Японии показывает, что этот процесс происходил на основе развитых информационно-коммуникационных технологий с широким применением Интернет-ресурсов. Это дает основание утверждать, что третьей группой предпосылок для успешного продвижения в Казахстане проектного менеджмента является наличие  развитых  информационно-коммуникационных систем и технологий.

В последние годы в Казахстане  достаточно динамично идут  процессы   информатизации  различных  сфер жизнедеятельности общества. Однако вопросы развития профессионального проектного менеджмента     освещаются не более чем на  двух десятках веб-сайтов. Отсутствует Интернет-ресурс, консолидирующий деятельность участников  процесса  продвижения  проектного  менеджмента  в Казахстане. В этих  условиях большую роль должна сыграть государственная программа «Электронное правительство»,   обеспечивающая возможность  активного  сотрудничества  органов государственного управления с институтами  гражданского общества и бизнесом. Реальным участником продвижения управления  проектами в горно-добывающей отрасли может стать веб-портал  www.mining.kz, разработанный Центрально-Азиатским   горнопромышленным  союзом в 2004 году и www.academy.kz, администратором которого является Международная академия информатизации.

Масштабное продвижение проектного управления не может быть успешным, если этот процесс не находит понимания и поддержки в высших эшелонах  власти. Иными словами, в качестве  четвертой группы предпосылок  выступает уровень компетенции государственных служащих высшего уровня управления (руководителей и ключевых  менеджеров министерств и ведомств). Рабочие контакты с ними показали, что все они, как правило, владеют ключевыми положениями и основной терминологией  управления проектами. Однако, поскольку   обучение осуществлялось  в разных странах, использующих отличающиеся стандарты проектного менеджмента,  руководители  применяют в своей деятельности разную  методологию и терминологию проектного менеджмента. Данное обстоятельство порождает вполне понятные сложности. Это является еще одним аргументом, свидетельствующим о необходимости  разработки национального  стандарта Казахстана  или  принятия в  качестве основного одного из  действующих  в мире стандартов управления проектами.

Таким образом, подводя итог проведенному анализу наличия исходных предпосылок для интенсивного продвижения проектного менеджмента в Казахстане, можно утверждать, что такие предпосылки  в стране действительно имеются.

Участниками процесса внедрения проектного менеджмента в стране являются: Правительство Республики Казахстан, ряд министерств и ведомств, Международная академия информатизации (г. Алматы), Союз проектных менеджеров Республики Казахстана, Ассоциация организаций профессионального образования Казахстана, Университет международного бизнеса, Казахстанская ассоциация управления проектами, национальные компании («Казтелеком», «Казкосмос», «КазМунайГаз», «Казатомпром», «Казахстантеримжолы» и др.), а также ряд общественных объединений, вузов и учреждений.

В 2002-2004 гг. в Казахстане проведены три международных симпозиума по управлению проектам, в марте 2007 г. Национальная  конференция «Конкурентоспособность через управление проектами». Начато регулярное проведение профессиональных тренингов по проектно-программному менеджменту для представителей крупных отечественных компаний, учреждений и органов  государственного управления с привлечением зарубежных тренеров.

Такие организации, как Международная академия бизнеса, программы МВА, Союз Проектных Менеджеров РК, Project Management Center, PMI Almaty - Kazakhstan Chapter уже накопили  большой опыт проведения открытых и закрытых (корпоративных) тренингов, мастер-классов, презентаций, в которых приняли участие более 5000 руководителей и специалистов центральных и местных органов власти, национальных и отраслевых компаний, предприятий малого и среднего бизнеса Республики Казахстан, включая отдельные горно-добывающие, горно-перерабатывающие предприятия, такие как АО «Казцинк», Корпорация «Казахмыс», АК «Алтыналмас», АО «Костанайские минералы» и другие.

 В целом можно констатировать, что в Казахстане в последние 3-5 лет продвижение проектного менеджмента заметно активизировалось. Причем происходит это в основном за счет деятельности тренинговых компаний, проводящих краткосрочные курсы. Количество обучающихся растет стремительными темпами. Однако происходит это не столько за счет интенсификации деятельности существующих центров профессионального обучения, сколько  в результате экстенсивного роста числа участников рынка краткосрочных образовательных услуг в области проектного менеджмента. 

Сложившаяся ситуация свидетельствует о том, что руководители казахстанских компаний еще не осознают в полной мере важности постоянной и целенаправленной работы по обучению и развитию персонала в этом направлении, пытаются малыми усилиями решить важную и сложную проблему. Положение осложняется еще и тем, что первым руководителям компаний из-за нехватки времени зачастую трудно разобраться во множестве поступающих к ним коммерческих предложений на обучение их персонала. Они, естественно, делегируют решение вопросов формирования «траектории обучения персонала» своим помощникам, которые нередко при выборе тех или иных курсов основную ставку делают на экономии затрачиваемых средств и времени обучения, вступая тем самым в противоречие со стратегическими целями развития компаний. 

В конечном итоге следует признать, что к настоящему времени инфраструктура, необходимая для продвижения проектного менеджмента в стране находится  на стадии сформирования, а национальный стандарт управления проектами отсутствует.  Возникающие структуры,  ориентируясь на различные стандарты и методологии, начинают конкурировать между собой  в продвижении проектного менеджмента. При выборе казахстанских центров обучения они руководствуются сиюминутными коммерческими интересами, а по соображениям престижного характера они отдают предпочтение дорогостоящим зарубежным тренингам, которыми из-за их дороговизны может быть охвачено лишь небольшое количество сотрудников. Все это приводит к тому, что страна с относительно небольшой численностью населения наполняется топ-менеджерами и менеджерами, применяющими разную терминологию и говорящими на «разных языках». Особенно болезненно это сказывается на ходе выполнения межотраслевых и кластерных проектов и программ, когда менеджеры тратят много времени, чтобы определить, каких именно стандартов следует придерживаться.

Таким образом, приведенная выше общая характеристика процесса продвижения проектного менеджмента в стране наглядно свидетельствует о необходимости усиления координации и взаимодействия государственных органов, более энергичной консолидации и самоорганизации институтов гражданского общества, развития партнерских отношений между государственными структурами и общественными организациями в области новых управленческих технологий. Успешному решению этих вопросов может способствовать привлечение дополнительных ресурсов политических партий, в частности Народно-демократической партии «Нур Отан», имеющей подавляющее  большинство в Парламенте, и записавшей в своей политической программе, что одними из обязательных условий успешной реализации индустриально-инновационной программы является формирование и широкое внедрение в практику новой методологии и культуры управления. 

  Реальное  продвижение методологии и стандартов PMI в  нашей  стране начинается  с  осени  2003  года – с момент  подписания  меморандума  о  сотрудничестве  между   Санкт-Петербургским отделением PMI с одной  стороны  Международной академией информатизации (МАИН Алматы) и Союзом проектных менеджеров Республики Казахстан (СПМ РК) - с другой.

         СПМ РК был создан в 2003 году по решению Первого симпозиума «Управлению  проектами: Казахстана – 2002» на базе КазНТУ им. К.И. Сатпаева. Он объединил два крупнейших вуза, несколько консалтинговых  компаний,  ряд бизнес-структур и общественных объединений.  К настоящему времени именно СПМ РК осуществляет функцию системного продвижения  методологии и стандартов PMI  в Казахстане (рисунок 1)      

         Союзом  проектных менеджеров с момента  его создания до настоящего времени  совместно с  СПБ PMI подготовлено более  600     руководителей и менеджеров из 420 организаций, учреждений,  бизнес-структур.          

         Если  брать за  основу  оценки  активности продвижения стандартов  PMI  участие в тренингах  СПМ РК, то на  первом  месте находятся  ИТ-компании, республиканские  органы  государственного управления, за  ними  следуют  национальные компании, в частности «Казкосмос», компании  нефте-газовой  отрасли, финансово-кредитные,  промышленные, строительные и проектно-консалтинговые компании. Далее  следуют  государственные  вузы и неправительственные  организации.

         Нас  беспокоит  ситуация, что вузы, горно-добывающие и металлургические предприятия  Казахстана находятся  в конце  этого списка, несмотря  на то, что СПМ РК именно  в вузах  и на горно-металлургических предприятиях проводил наиболее  активную пропагандистскую работу.  Это говорит о том, что  в  целом,  в  системе  высшего образования страны,  которая  должна являться  главным инициатором и носителем  новых  технологий управления, нет  достаточного  понимания важности данного вопроса. В этих условиях трудно говорить о продвижении управления проектами в горно-металлургической отрасли. Подтверждением  этому  является  отсутствие  в номенклатуре учебных специальностей  высшего  образования  Казахстана специальности «управление  проектами  по областям и отраслям  применения». Более того, в большинстве   экономических и технических  вузов страны  дисциплина  «управление  проектами» не преподается. (Исключение  составляют  отдельные  частные  вузы и  международные программы).

         Между  тем, в большинстве  развитых  стран  склоняются  к тому, что навыками  проектного менеджмента  должны  обладать  все выпускники  без  исключения. Это  подтверждает  опыт Италии и Франции, где проектных  менеджмент  преподают  студентам  всех  специальностей  уже  в  течение трех лет.  В  вузах  США этот  процесс  начался  10 лет назад.

         В текущем  учебном  году (2207-2008гг.) по инициативе  СПМ РК принято решение  ректората Казахского национального технического университета  им К.И.Сатпаева о введении  дисциплины  «Управление  проектами» для всех  технических, включая специальности горно-металлургического профиля, и экономических специальностей вуза на  базе  кафедр «Компьютеризация технических процессов  и производств» (зав.кафедрой  профессор А.Цеховой) и «Экономика и менеджмент в промышленности» (зав.кафедрой профессор А.Лисенков).  Находит  поддержку  у  руководства КазНТУ предложение  СПМ РК  о  внесении  в  номенклатуру учебных  специальностей Республики Казахстан дополнений, связанных  с  проектным  менеджментом.

         В завершение  следует отметить, что  для Казахстана внедрение современных  технологий  проектного менеджмента  в  масштабах страны, на  данный  момент,   связано  с  двумя  факторами: заинтересованностью  в  этом  процессе  государственных  органов, с одной  стороны, и наличием  пилотной  группы  предприятий,  продвигающих  проектных  менеджмент - с другой.   Положительные  сдвиги в осознании обществом важности  современного управления проектами четко  определились. Подтверждением этого является  заявление  руководства страны, что  весь  верхний  эшелон власти  должен  быть не просто обучен  управлению  проектами, а еще  и сертифицирован. Со  своей стороны  хотелось добавить, что высокой квалификации  только  верхнего  «эшелона  власти»  для  эффективной  реализации  государственных  проектов и программ  еще  не достаточно. Предстоит преодолеть инерционность огромной  массы  чиновников  среднего  звена управления. Для  решения  этой  задачи разработана  Концепция продвижения  проектного менеджмента в Республики  Казахстан  на 2008 – 2011 годы,  намечены  Парламентские  слушания по  вопросам  продвижения  проектного менеджмента  в РК.

         Деятельность  Союза  проектных  менеджеров Республики Казахстан,  сумевшего консолидировать к настоящему  времени интересы  продвижения проектного менеджмента более ста учреждений, организаций, предприятий и компаний, убедительно  свидетельствует о том, что  лидер  этого процесса  в  стране  определился.  Таким  образом, совместная  задача СПМ РК, органов  государственного управления, других  институтов  гражданского общества  и вузов  состоит в том, чтобы  привести  все  разрозненные  элементы к общему  знаменателю – выбрать или внедрить одну  из  систем, методологий или  стандартов  управления проектами, сделать его  государственным. При этом СПМ РК стоит на позиции  того, что за основу целесообразно   взять Руководство PMBOK®, разработанный  PMI (США).

        



[1] Труды I съезда инженеров Казахстана, Алматы, КазГосИНТИ, 1993.

Просмотров: 7126 Автор: А.Ф. ЦЕХОВОЙ, Ф.Н.ГОЛИКОВ, Н.А.НЕКРАСОВА

РК, г. Алматы, пр. Абылай хана, 79, офис 306

РК,г.Астана, ул.Пушкина,11, офис 113

© 2014 Союз проектных менеджеров Республики Казахстан

The Registered Education Provider logo, the Registered Consultant Program logo, PMBOK, PMP, CAPM, PgMP, PMI-RMP, PMI-ACP, PfMP, PMI-SP, стандарты PMI являются зарегистрированными марками Института Управления Проектами