Страница контакты

РК, Алматы, пр. Абылай хана, 79, офис 306
+7 727 2793305
+7 727 2668693
РК, Астана, ул. Алматы, 1, БЦ "Асыл тау", 3 этаж, офис 304
+7 707 483 7268

Материалы

О практике применения проектного управления в деятельности высших учебных заведений

05.03.2014

Цеховой А.Ф., доктор технических наук, профессор

Кармазина Л.И., доктор политических наук, доцент

Базарбекова А.М., магистр экономических наук

 

В данной статье констатируются признаки системного кризиса в сфере высшего образования. Делаются попытки выявить и обобщить причины этого кризиса. Выделяется ключевой, по мнению авторов, инструмент для его преодоления – процесс интеграции образовательных и научных структур в бизнес-среду. Приводятся результаты практики применения проектного управления в качестве основного инструмента для осуществления этого процесса.

Исследователи в области развития высшего образования в разных странах постсоветского пространства единодушно отмечают признаки торможения этого процесса [1,2,3,4], утверждая, что «текущую ситуацию в сфере образования можно охарактеризовать как системный кризис» [1]. Анализ зарубежных публикаций [3,4,5] говорит о том, что кризисные явления присущи не только постсоветской системе. Становится очевидным, что они охватили и другие страны, и континенты с разными типами экономик. Обобщая, можно отметить, что ключевая причина признаков кризисных явлений заключается в определенном консерватизме вузов, в силу чего они не в состоянии поспеть за технологически прогрессом, который требует быстрого и динамичного изменения программ обучения. Отстают вузы и в применении в процессах управления новых методов, инструментов и инновационных технологий. Этим и объясняется существенный разрыв в индексе глобальной конкурентоспособности между группами показателей «Высшее и профессиональное образование» и «Инновации» во всех постсоветских странах [6].

Поэтому сегодня практически перед каждым университетом стоит вопрос: как повысить эффективность обучения в нынешних условиях, усугубляющихся нестабильностью мировой экономики? Некоторые авторы [1,2] предлагают новую организацию образовательного процесса, при которой отсутствуют традиционно-лекционные занятия. Для обеспечения проблемно-ориентированного характера обучение осуществляется виде тренингов в небольших группах. Знания закрепляются в ходе работы обучающихся в реальных проектах. Практическая проверка этого подхода осуществляется при подготовке магистров и докторов в Научно-исследовательском институте имени Х. Вейцмана в Израиле. Другие авторы делают упор на трансформацию вузов в предпринимательские университеты [4].

Бесспорно, такой опыт заслуживает серьезного внимания и специальных исследований. Но для вузов Казахстана в настоящее время представляют интерес те подходы, которые будут способствовать устранению разрыва между двумя показателями глобального индекса конкурентоспособности. Проведенный анализ взаимодействия вузов и бизнес-среды в странах, занимающих высшую пятерку по глобальному индексу конкурентоспособности Всемирного экономического форума (Швейцария, Сингапур, Финляндия, Германия, США) [7] показал, что, во-первых, для этих стран характерен низкий уровень разрыва между двумя показателями, а во-вторых, высокий уровень финансирования (до 70%) научных исследований частным бизнесом.

Это наводит на мысль, что в качестве главной цели для снятия кризисных явлений в высшем образовании необходимо перенести акцент с бюджетного финансирования научно-исследовательских работ (НИР) вузов на финансирование частными компаниями. Иными словами – осуществить процесс интеграции образовательных и научных структур в бизнес-среду.

Подобный процесс в развитых странах формировался длительное время, на постсоветском пространстве он был сформирован в период существования СССР, но в рамках только одной политико-экономической системы. Как только эта система перестала существовать, изменился тип отношений между государством и бизнес-средой. Таким образом, у постсоветских стран возникла специфическая проблема, которая не возникала в развитых государствах, в связи с этим сегодня необходимо предложить новые условия для создания процесса интеграции научных и образовательных структур с профессиональной бизнес-средой.

Нами проанализировано значительное количество публикаций, посвященных этой теме, и убедились в том, что вузами ставятся задачи и исследуются теоретические подходы для решения лишь отдельных моментов. Серьезных предложений, системно рассматривающих организационный инструмент и методы, позволяющие осуществлять процесс интеграции, не найдено. Исключение составили работы, которые осуществлялись в Казахском национальном техническом университете им. К.И. Сатпаева (КазНТУ) и Казахском национальном аграрном университете (КазНАУ) [8,9,10].

В настоящей статье на примере этих двух вузов рассматриваются результаты применения проектного управления, его инструментов и методов для интеграции образовательных и научных структур в бизнес-среду.

С 2008 года на кафедре компьютеризации технологических процессов и управления проектами (КТПиУП) КазНТУ ведется подготовка специалистов в магистратуре по специальности «Управление проектами», что позволило к настоящему времени организовать системные исследования с целью разработки дорожной карты внедрения данного инструмента, написания программы использования инструмента интеграции образовательных и научных структур в бизнес-среду.

Кафедра КТПиУП занимается управлением проектами с 2004 года, и потребовалось несколько лет для формирования у сотрудников кафедры проектного мышления и вовлечения их в процессы управления проектами (УП). Этому способствовали вопросы подготовки специалистов, разработка ГОСО и типовых программ, учебных курсов, научное руководство в магистратуре по специальности УП и т.д. Сейчас – это единственная кафедра в Казахстане, которая имеет подобный опыт. На базе этого опыта разрабатываются уникальные методики. Около 8 лет потребовалось, чтобы сотрудники осознанно подошли к необходимости трансформации.

По мнению сотрудников кафедры, одним из факторов преодоления существующего разрыва между уровнем образования (54 место) и развитию инноваций (84 место) в рейтинге нашей страны по глобальному индексу конкурентоспособности ВЭФ выступает необходимость институционализации кафедр нового типа – инновационных. Кафедра КТПиУП признана в КазНТУ «пилотной» структурой, поставившей перед собой цель трансформироваться в кафедру инновационного типа. Приобретаемый кафедрой опыт сотрудники намереваются тиражировать с тем, чтобы вызвать мультипликативный эффект в образовательной среде, прежде всего, – казахстанской.

В 2012/2013 учебном году руководством кафедры совместно со специалистами Международного научного центра проектного управления КазНТУ был инициирован проект «ДАМУ-2015», основная цель которого – повышение технологической зрелости кафедры КТПиУП, создание на базе ее инновационной современной кафедры, что предполагает интеграцию кафедры с бизнес-средой,сотрудничество с ней в исследовательской деятельности, привлечение инвестиций частных компаний на осуществление научных исследований. Кафедра рассчитывает, что у нее есть возможность стать образцом взаимодействия с бизнесом и выступить локомотивом в этом процессе в вузовской сфере. Уже сейчас имеется ряд серьезных публикаций, огромное количество прочитанных лекций и проведенных мастер-классов по всей стране. Следующим шагом должен стать перевод всей деятельности по развитию кафедры на рельсы проектного управления. В инициирующих проект ДАМУ-2015 документах уже определены критерии, инструменты и методы повышения технологической зрелости. Проект полностью согласуется как со стратегическим планом развития кафедры, так и программой развития КазНТУ.

В 2010 году КазНАУ начал системную трансформацию университета в национальный исследовательский университет.

Используя проектный подход, вуз выстроил стратегию первой фазы трансформации университета: выделил 5 приоритетов и в их рамках определил 7 первых шагов [10]. Результатом стал переход от функционального управления к проектному, университет считается проектно ориентированным вузом. В 2013/2014 учебном году КазНАУ ставит перед собой цель перейти к стратегическому портфельному управлению.

По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы и предложения:

1. С целью повышения роли вузов Казахстана в развитии национальной инновационной системы возникла острая необходимость в исследованиях по выбору, разработке, оценке инструментов и методов интеграции образовательных и научных структур в бизнес-среду.

2. Практика работы КазНТУ им. К.И. Сатпаева и КазНАУ дает основание утверждать, что ключевым инструментом интеграции на данном этапе является проектное управление, тем более, что с сентября 2012 года действует Международный стандарт по проектному управлению ISO 21500 [11], который подкреплен инструментально стандартом PMBOKGuide.

3. Для активизации внимания сотрудников вузов и частного бизнеса на сайте Союза проектных менеджеров РК (spmrk.kz) предполагается создание диалоговой площадки для обсуждения данной проблемы, а также включение этого вопроса в портфель тем, которые будут предметом рассмотрения на Третьем международном форуме «Управление проектами в Центральной Азии», который состоится в 2014 году.

 

Список использованной литературы:

  1. Крюков В.В. Анализ национальной системы высшего образования. – Университетское управление: практика и анализ. – 2013. – № 1 (83). – С. 19-22. – С. 21.
  2. Проектно-ориентированный университет. Профессиональная предпринимательская организация вуза / Александр Грудзинский. – Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2004. – 370 с. – С. 221.
  3. Ридингс Б. Университет в руинах / пер.с англ. А. Корбут. – М.: Изд. дом ГУ - Высш. школы экономики, 2010. – 304 с.
  4. Кларк Б.Р. Создание предпринимательских университетов / пер.с англ. А. Смирнова. – М.: Изд. дом ГУ - Высш. школы экономики, 2011. – 240 с.
  5. Emberley Р.С., Newell W.R. Bankrupt Education: The Decline of Liberal Education in Canada. – Toronto: University of Toronto Press, 1994. – P. 11.
  6. Шильдибеков Е. Индекс глобальной конкурентоспособности в Казахстане: факты и оценки // Вестник КазНТУ. – 2012. – Вып. 2. – Стр. 38-43.
  7. Индекс глобальной конкурентоспособности – информация об исследовании. // Центр гуманитарных технологий. (http://gtmarket.ru/ratings/global-competitiveness-index/info).
  8. Цеховой А.Ф. Управляя будущим. Казахстанская правда. – 26 января 2011. – № 27-28 (http://kazpravda.kz/c/1296003818/2011-01-26).
  9. Цеховой А.Ф. Трансферт современных технологий управления проектами – ключевая задача кафедры инновационного вуза. – (http://portal.kazntu.kz/files/publicate).
  10. ЕсполовТ.И. «Семь важных этапов. КазНАУ трансформируется в национальный исследовательский аграрный университет». Казахстанская правда. 29 июля 2011.
  11. Международный стандарт по управлению проектами ISO 21500. (http://www.pmpractice.ru/news/2012/1557/).
Просмотров: 6389 Автор: А.Ф. Цеховой, Л.И. Кармазина, А.М. Базарбекова

РК, г. Алматы, пр. Абылай хана, 79, офис 306

РК,г.Астана, ул.Пушкина,11, офис 113

© 2014 Союз проектных менеджеров Республики Казахстан

The Registered Education Provider logo, the Registered Consultant Program logo, PMBOK, PMP, CAPM, PgMP, PMI-RMP, PMI-ACP, PfMP, PMI-SP, стандарты PMI являются зарегистрированными марками Института Управления Проектами